Вторник, 14.05.2024, 11:54

Приветствую Вас Гость

Коллекция масштабных моделей автомобилей

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Коллекционирование масштабных моделей автомобилей
     
    Коллекционирование масштабных моделей автомобилей — это коллекционирование моделей реально существовавших или существующих автомобилей, близкое автомоделизму.
     
    Коллекционирование масштабных моделей насчитывает без малого 70 лет. Вряд ли французские коммивояжеры, продававшие автомобили, могли предполагать к чему приведет их изобретательность. А дело обстояло так.
    Чтобы будущему покупателю машины было легче представить свое приобретение, торговые агенты стали возить с собой точные модели-копии предлагавшихся автомобилей. А самый популярный масштаб 1:43 выбрали после многочисленных консультаций с инженерами, художниками и даже...врачами. По мнению специалистов, модели именно этого масштаба одновременно и наглядны и просты в изготовлении. Со временем появились модели и других размеров, кратные или близкие по кратности к 43 - 1:87,1:160, 1:24, 1:12.

    Как видите, коллекционеру есть где разгуляться. Обычно приобщение к этому беспокойному и по-доброму одержимому племени начинается с десятка-другого моделей, оказавшихся в руках случайно. Серьезное увлечение приходит позднее.
    Что и как собирают в своих `гаражах` коллекционеры-моделисты? Принципов формирования таких собраний немного. В основу кладется либо масштаб (например `сорок третий` или `восемьдесят седьмой`), либо отдельная марка (у одного из известнейших московских коллекционеров Евгения Бабурина на нескольких книжных полках собрана вся история французской компании RENAULT), либо класс (здесь очень популярны джипы), либо исторический период (машины начала века, `классики`). Возможны и комбинации этих принципов. А разве не интересно было бы собрать автомобильную историю России? Ведь сейчас в нашей стране выпускают масштабные модели практически всех автомобилей, увидевших свет за сто лет.

    Итак, тему коллекции вы определили. А какие вообще существуют масштабы моделей? Начнем с самого маленького. Лет десять назад московские коллекционеры впервые познакомились со сверхминиатюрными копиями лимузинов, выпущенных немецкой компанией HERPA. Выполненные в масштабе 1:200 методом литья из специальных сплавов, модели отличались тончайшей проработкой всех деталей, включая фирменные эмблемы на радиаторе. В фары и окна вставлялись мельчайшие стекла, зеркала тоже были `настоящими`. По имени создателя первых моделей в таком масштабе `двухсотки` довольно быстро окрестили `херпочками`. Стоят такие модельки немалых денег, но их коллекционирование - занятие увлекательное. Ведь вы легко можете воспроизвести, например, точную панораму парижского или брюссельского автосалона на журнальном столике.

    Следующие масштабы 1:160, 1:112 и 1:87, получившие международное обозначение N, TT и HO, связаны с массовым увлечением `железнодорожным` моделированием и соответствуют колее шириной 9, 12,5 и 16 мм. Модели этих масштабов поначалу должны были дополнять арсенал железнодорожных моделистов, но со временем превратились в самостоятельное направление автоколлекционирования. Особенно популярен `восемьдесят седьмой` масштаб среди начинающих коллекционеров и подростков. Большая часть этих моделей выполнена из пластмассы, но копии военной техники обычно изготавливаются из металла.
    `Сорок третий`, о происхождении которого мы уже рассказали, был, есть и надолго еще останется самым популярным у коллекционеров. Моделей в этом масштабе было выпущено не меньше, чем самих автомобилей. Burago, Eligor, Minichamps, Corgi, Rio - перечислить все фирмы, работающие на это `божество` собирателей, просто невозможно. Приятно отметить, что в России не менее десятка компаний и ателье выпускают около тысячи различных моделей российских и советских автомобилей.
    Мир `сорок третьего` велик и разнообразен. Исходное сырье - пластмасса, металл, комбинации различных материалов. В этом масштабе выпускаются и упрощенные модели для начинающих коллекционеров, где главная `изюминка` открывающиеся капот, двери, крышка багажника, и точнейшие копии для истинных `гурманов` с максимальным внешним сходством в мельчайших деталях. Именно `стендовые` копии, изготовленные из металла или специальных смол и содержащие иногда более ста деталей, получают в последнее время все более широкое распространение. И здесь снова стоит отдать должное российским стендовикам. Изделия наших мастеров пользуются огромным спросом не только в России, но и за рубежом. А ведь стоят такие `игрушки` до 200 долл.!

    Крупномасштабные модели -1:24, 1:18, 1:12 и 1:8 - аристократы в любой коллекции и в отличие от остальных выпускаются в двух видах - готовые и так называемые `киты` (от английского KIT - комплект) для самостоятельной сборки. Содержат такие `конструкторы` до двухсот пятидесяти деталей. За несколько дней упорной и кропотливой работы обладатель такого набора может пополнить свое собрание очередным произведением искусства. Недаром же фирма Rewell называет свои `крупномасштабники` `masterpiece` (шедевр). Для объемного, `широкоформатного` воспроизведения чаще всего отбирают спортивные автомобили, болиды Формулы-1 или `концепты`. Нередко такие экспонаты снабжают специальными подставками из дорогих пород дерева и прозрачными колпаками-футлярами.

    Ну, и наконец, несколько слов о не совсем обычных моделях, чье назначение - украшать кабинеты директоров автозаводов, автомобильных музеев и витрины `самых-самых` коллекционеров, которые могут выложить за них 3-5 тыс.долл.
    Имя Джералда Вингроу известно любому коллекционеру. За двадцать с небольшим лет своего творчества он создал несколько десятков уникальнейших моделей автомобилей-"классиков" в масштабе 1:15 с невероятнейшей проработкой деталей и узлов. Известны образцы, у которых, например, полностью воспроизведен двигатель с работающей шатунно-поршневой группой. В своей работе умелец-специалист использует дерево и серебро, резину и медь, кожу и сталь.
    Не уступает ему в мастерстве и житель небольшого чешского городка Высоке Мыто г-н Клейх. В свои семьдесят с лишним лет он виртуозно копирует автомобили, выпускавшиеся некогда кузовной компанией Sodomka.

    В небольшой журнальной статье трудно охватить все многообразие `царства` масштабных моделей. Познакомив читателей с азами коллекционного дела, мы предполагаем в дальнейшем регулярно рассказывать о новостях модельного мира. Вы узнаете, как правильно хранить модели, как оформить коллекцию и вести каталог, а также многое-многое другое. 
    Самым распространённым является масштаб 1:43, также используются масштабы 1:8, 1:12, 1:18, 1:24, 1:25, 1:35, 1:64, 1:87, 1:72, 1:120, последние три пришли из авиа- и железнодорожного моделизма. Как дальнейшее развитие и распространение практики авиа- и судо- моделизма, появились сборные автомодели (т. н. киты), которые необходимо самостоятельно собрать из деталей клейкой, свинчиванием, окраской и т. д.

    Коллекционные автомодели выполняются преимущественно металлическими (в связи с чем распространена т. н. цинковая чума автомоделей при некачественном металле или технологии производства), однако, среди них есть и пластиковые, смоляные и т. д. Коллекционируются масштабные модели автомобилей как промышленного производства, так и мелкосерийного и единичного ручного (хэндмейд), в том числе переделанные из заводских (конверсии). Модели, как правило, воспроизводят не только внешний вид автомобилей, но и достаточно высокую детализацию салона (кроме мелких масштабов). Особенностью ряда производителей является наличие у модели подвижных элементов — открывающиеся двери, капот, багажник и т. п. По стоимости автомодели разнятся от демократичных (крупносерийное заводское производство) до дорогих (мелкосерийное и очень высоко детализированное) и очень дорогих (заказное и хэндмейд).

    Исторически подобное коллекционирование, возможно, возникло в результате обычного собирания игрушечных машин детьми. Разнообразие игрушечных машин в определённый момент стимулирует к их ранжированию для формирования масштабного «игрушечного мира». В дальнейшем необходимость в разработке мира может отпасть, и коллекционер сосредотачивает усилия на непосредственно моделях. Существуют и другие мнения по поводу причин такого коллекционирования и хобби.
    Коллекционеры моделей автомобилей, как правило, специализируются на одном масштабе и отличаются на собирающие все приглянувшиеся модели подряд, только отечественные или только иностранные модели, модели по направлениям (только легковые, только грузовые, только милицейские или прочие спецмашины) и т. д.

    Масштабные модели автомобилей коллекционируют во всем мире с начала XX века (Corgi Toys, Dinky Toys, Matchbox и т. д.). В СССР масштабные модели автомобилей начали изготавливать в промышленных масштабах в середине 1970-х гг., причём подавляюще распространённым масштабом стал 1:43. В основе моделей, естественно, были автомобили советского производства — «Москвич» (в том числе первая модель — М-408, скопированная с ранее появившегося аналога французкой фирмы Dinky Toys), ВАЗ, ГАЗ, РАФ и пр. Первоначально производились масштабные модели легковых автомобилей, затем появились модели микроавтобусов, грузовиков и тракторов. Заводское производство моделей автобусов появилось только после распада СССР.

    Отечественные модели производились, как правило, на крупных оборонных машино- и приборостроительных заводах в качестве товаров народного потребления (т. н. ширпотреба). Крупнейшим производителем был завод «Радон» в городе Марксе Саратовской области, входивший в состав саратовского НПО «Тантал». 1 декабря 1975 года на предприятии впервые была изготовлена первая масштабная модель — Москвич-433. Через год завод изготавливал уже 16 различных наименований моделей. Несколько позже на ряде других предприятий в разных городах СССР стали производиться другие модели отечественных автомобилей (большое производство моделей грузовиков завода «Элекон» в Казани, а также меньшие производства в городах Рославль, Умань, Ленинград, Ульяновск …), а также скопированные с западных аналогов модели иностранных легковых автомобилей, т. н. ремейки (Москва, Ленинград, Тбилиси, Донецк, Запорожье, …). Значительное количество советских автомоделей шло на экспорт. Достаточно ограниченный модельный ряд выпускавшихся в СССР автомоделей был расписан по номерам и отражался в немногочисленных (как правило, экспортных) каталогах. Т. н. «номерные» советские автомодели высоко ценятся у коллекционеров и в настоящее время.

    В постсоветское время коллекционирование моделей в России упростилось благодаря резкому распространению украинского и российского хэндмейда моделей отечественных автомобилей и импорту (на который в плановой экономике СССР валюта не выделялась) заводских моделей как зарубежных, так и затем отечественных автомобилей, в том числе особенно большому и непрерывно расширяющемуся ассортименту сначала поделок (в том числе и копий советских моделей — напр. Autotime, Технопарк), а затем и достойных образцов из Китая. В России также появились новые мелкосерийные заводские производители автомоделей (ЛОМО, Компаньон, УралАЗ и др.). Однако, в то время как отечественное производство автомоделей на крупных заводах, как правило, стало испытывать застой с расширением ассортимента и ухудшение качества, к началу 2010-х гг. выпускаемый крупносерийно в России модельный ряд был намного превышен разнообразием китайских моделей советских и российских автомобилей благодаря сериям Автолегенды СССР, IST, DiP Models, NEO, Наш автопром, Классикбус и др.
     
     
     
    Самая большая в мире коллекция масштабных моделей автомобилей
     
    Ливанец Набил Карам попал в Книгу рекордов Гиннеса за то, что собрал самую большую коллекцию моделей автомобилей в мире. Житель Бейрута перестал считать свои мини автомобили, когда их число перевалило за 22 222 экземпляров
     

     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Вверх

    Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz